Суббота, 18.11.2017
Рыбалка в Калининграде
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Лодка [5]
Нож [1]
Статистика
рыбалка киев Экстремальный портал VVV.RU Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Этот сайт защищен «Site Guard»
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Рыбаков: 0
Главная » Статьи » Арсенал » Лодка [ Добавить статью ]

Регистрация лодки, с чего начать и какие документы будут нужны

Регистрация лодки, с чего начать и какие документы будут нужны




С чего начинается судоводитель…Об обязанностях и правах рыболова в лодкеВ настоящей статье мы остановимся на некоторых юридических аспектах перехода рыболова в новое качество — судовладельца. Что для этого надо знать и в первую очередь сделать, как строить взаимоотношения с представителями структур, которым, что называется, по штату положено проводить контроль за рыбаками-судоводителями.

Начать хочется с банальной фразы: «… лишь только выполнив все свои обязанности, судовладелец может заявлять о своих правах».








Регистрация

Тот, кто уже прошел весь курс обучения и получил допуск на управление маломерным судном, эти правовые акты уже рассматривал на занятиях, и целиком текст ему может быть не интересен. А вот для тех, кто пользуется или еще только планирует пользоваться гребными плавсредствами или моторными, но с мощностью двигателя до 3,68 кВт, многие положения могут быть полезны и пригодятся на практике.

Начнем по порядку — с законодательной базы.

Чтобы не переводить статью в разряд лекции по административному праву, постараюсь ограничиться лишь упоминаниями об основных документах, регламентирующих эту часть нашего увлечения. Тем же коллегам, кому не терпится все потрогать, образно выражаясь, своими руками и посмотреть своими глазами, рекомендую обратиться к первоисточникам, которые можно найти в любых из наиболее распространенных в сети правовых баз: Гарант, Консультант Плюс, Референт и т.д…

Итак, основная регламентация действий судовладельца при регистрации судна описана в приказе МЧС РФ от 29.06.2005 г. № 500. Обращаю внимание лишь на ключевые положения этого приказа, знание которых необходимо и поможет разрешить любые ситуации, могущие возникнуть на воде. Приказ гласит:
— подлежат регистрации все суда с подвесными моторами независимо от мощности;
— не подлежат регистрации надувные безмоторные суда (грузоподъемность менее 225 кг), эксплуатируемые во внутренних водах.

Поэтому практически все производители надувных лодок из ПВХ, которые относятся к категории гребных, в сопроводительных документах делают такую запись о максимальной грузоподьемности этих судов — до 220 кг.

Но здесь сразу же стоит оговориться! Не регистрируются только те небольшие гребные суда, которые эксплуатируются в границах РФ вне закрытых акваторий, вдали от приграничных зон. Если вы планируете свои поездки в закрытые районы или в непосредственной близости от границы, то должны быть готовы к тому, что для этих районов требования несколько ужесточаются — все плавсредства, вне зависимости от водоизмещения, должны быть зарегистрированы.

И если планируется поездка в приграничный район или на территорию, где может действовать несколько измененный режим пребывания, то необходимо заранее уточнить требования к регистрации судов в подразделениях ГИМС МЧС, областных управлениях МВД РФ или УФСБ РФ. Этот же приказ определяет порядок, сроки и необходимые документы для проведения процесса регистрации. Законодателем установлены достаточно узкие временные рамки для регистрации судов и моторов к ним.

Сделаю исключение и процитирую пункт 13 приказа № 500. Суда и вещные права на них регистрируются по заявлению их владельцев, правомочность которых регламентируется положениями гражданского законодательства Российской Федерации, по месту их жительства (месту нахождения) либо по месту постоянного базирования (стоянки) судов в двухнедельный срок со дня поступления в орган государственной регистрации необходимых документов.

То есть регистрация судна производится по заявлению владельца:
— либо по месту прописки владельца (например, город Санкт -Петербург);
— либо по месту постоянного базирования судна. Это может быть и рыболовно-охотничья база в любом субъекте РФ, если лодка хранится там, а может быть и дача владельца в области (при регистрации судна наличие дачи имеет смысл подтвердить документально).
Выбор, естественно, за владельцем. Но при этом следует помнить, что в дальнейшем технический осмотр, возможно, придется проходить уже по месту постоянного базирования судна.

Если вы купили лодку с товарищем, что называется, в складчину, то особенности регистрации такой покупки законодателем прописаны в пункте 15 приказа № 500.

Этот же пункт приказа определяет уже не только ваши обязанности, но и часть ваших прав, а именно:
— право собственности на судно; это право подтверждает судовой билет маломерного судна;
— судовой билет также удостоверяет право плавания под государственным флагом Российской Федерации;
— на судне должна находиться копия судового билета, заверенная в установленном порядке. Хочу обратить особое внимание на слова приказа — «заверенная в установленном порядке». Заверить копию, в данном случае, можно либо в нотариате, либо в подразделении ГИМС МЧС. На такой копии должны иметься все отметки о владельце, лодке, моторах и отметках о прохождении ежегодного ТО. То есть такую копию следует делать перед каждой навигацией, после прохождения ежегодного технического осмотра судна. Можно, конечно, не заморачиваться с копией, а по старинке возить с собой судовой билет. Но это не всегда оправдано, а почему? Речь об этом пойдет чуть ниже…
— сам судовой билет вы имеете право хранить отдельно, вне вашего корабля.

А теперь самая главная информация — список документов, необходимых для проведения регистрации судна. В этом случае я позволю себе процитировать его дословно:
«Пункт 18. Государственная регистрация судна производится по представлению судовладельцем или уполномоченным им на то лицом, при наличии у него доверенности, оформленной в соответствии со статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, и следующих документов:
1) заполненной регистрационной карточки-заявления судовладельца установленного образца, являющейся неотъемлемой частью судовой книги;
2) документа, удостоверяющего личность судовладельца или его доверенного лица (предъявляется), и для иностранных граждан или для лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, вид на жительство;
3) подлинников и копий документов, подтверждающих законность приобретения судна и двигателей (подвесных моторов) к нему:
— справка-счет;
— товарный чек;
— договор купли-продажи или дарения;
— свидетельство о праве на наследство;
— судовой билет с отметкой о снятии судна с учета, если оно было ранее зарегистрировано в органах государственной регистрации;
— документ, свидетельствующий об исключении из Государственного судового реестра или реестров (книг) иностранных государств;
— иные правоустанавливающие документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
4) подлинников и копий технических паспортов на судно промышленной постройки, двигатели или подвесные моторы к нему с отметками торгующих организаций о продаже;
5) документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за государственную регистрацию судна и выдачу судового билета.

При заполнении судового билета все документы, представленные судовладельцем или его доверенным лицом, сотрудником ГИМС МЧС тщательно изучаются, и данные из них вносятся в судовой билет. По окончании процедуры оформления на документы ставится штамп — «документы погашены». Уже погашенные документы не позволяют произвести повторную регистрацию лодки или мотора на законных! основаниях».

В этой связи не совсем понятны с точки зрения Закона требования в отдельных структурных подразделениях ГИМС МЧС о «вписывании» других моторов (помимо уже зарегистрированных и записанных в судовой билет) в раздел «особые отметки».

В письме от 10.12.2009 № 29/1–3-966 начальника управления Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России речь идет лишь о регистрационных действиях при приобретении второй лодки, а никак ни о едино временном пользовании мотором приятеля. Тем более что случай, который описан в этом письме, приводит к тому, что транспортный налог на моторную лодку, зарегистрированную без мотора, все равно будет начислен. Правда, в различных регионах его величина может существенно отличаться.

Бортовой номер

После проведения регистрации судна и получения бортового номера его следует нанести на ваше судно.

Законодатель оговаривает размеры шрифта и положение регистрационного номера на борту. Особо обращаю ваше внимание на оговорку и дополнения в приказе. «В случае невозможности выполнить настоящие требования в силу конструктивных особенностей судна, размеры и место нанесения номера определяются органом государственной регистрации».

Регистрационный номер или название судна наносятся также с внутренней стороны судна в месте, определенном органом государственной регистрации.

Положение третьего номера, размер шрифта приказом № 500 уже никак не регламентируется, а значит, может быть выполнено произвольно. С позапрошлого года ГИМС МЧС стали более требовательно подходить к выполнению этого пункта приказа. Номер, выполненный на куске материала и привязанный к лееру, не укладывается в эти требования. Чтобы избежать неприятностей на воде, такой номер можно по контуру приклеить к борту лодки, либо сделать его съемным с использованием «липучек».

Хочу обратить внимание на эту часть пункта — «…место нанесения номера определяется органом государственной регистрации». Если при регистрации судна вы сумеете внятно объяснить инспектору ГИМС, что наличие фурнитуры и оснащения, установленного производителем на ПВХ лодке, не позволяет выполнить требования этого пункта приказа, то в ряде случаев удается согласовать и применение съемного номера. Только запись о подобном использовании номера должна быть обязательно сделана в судовом билете.

Вариантов нанесения номера на борт судна несколько. Это могут быть и различные красители — спиртовые фломастеры-маркеры, «Антигравий», краситель шариковой ручки). Однако следует помнить, что нанесенные красители непосредственно на борт лодки, в дальнейшем могут настолько впитаться в материал оболочки судна, что при необходимости бесследно удалить их не удастся. За исключением, пожалуй, «Антигравия».

Вырезанные цифры-буквы из контрастного по цвету материала ПВХ можно наклеить на баллон лодки однокомпонентным клеем. При необходимости их можно удалить, нагревая строительным феном. Правда, эту процедуру лучше поручить профессионалам — тем, у кого есть опыт работы с ПВХ-материалами.

Можно порекомендовать и еще один вариант — номер наносится любым способом на кусок материала ПВХ, а затем приклеивается на борт судна точечно, в нескольких местах также однокомпонентным клеем. Удаление при необходимости такого номера — самое простое.

Любые изменения места жительства (места нахождения) судовладельца, его установочных данных (ФИО) либо места постоянного базирования (стоянки) судна в пределах одного и того же субъекта Российской Федерации, а также при замене двигателя (двигателей) на менее мощные или той же мощности обязательно (!) должны отражаться в судовой книге и в судовом билете без оформления повторной регистрации судна (без изменения регистрационного номера).

Обращаю внимание на приложение к приказу МЧС России от 21.07.2009 № 424, которое вносит некоторые изменения и в этот пункт, разрешая не изменять номер судна (не производить замену судового билета) при замене двигателей на более мощные.

Порядок пользования

Следующий основополагающий документ — приказ ГИМС МЧС № 502 от 29 июня 2005 г. Он определяет порядок пользования маломерными судами. И разрешает выход на воду только после того, как вы зарегистрировали свое судно в установленном порядке. Несколько слов о том, что скрывается за этим понятием.

Законодатель разрешает пользование маломерными судами после:
— их государственной регистрации в судовой книге;
— нанесения бортовых (регистрационных) номеров;
— технического освидетельствования (осмотра);
— с соблюдением установленных условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой судно может плавать;
— оснащения спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием в соответствии с записью в судовом билете.

Пока же хочу отметить один немаловажный момент. Иногда он становится камнем преткновения при встрече на воде с представителями органов рыбоохраны. Речь о гребных лодках, которые по водоизмещению не подпадают под категорию «маломерные суда».

И по этой причине в обычных условиях закон не требует их регистрации. Так вот отсутствие регистрации отдельными недобросовестными «хранителями природы» трактуется как запрет для использования этих судов на рыбалке. Это неправомерные действия, ущемляющие законные права.

В приказе № 502 есть несколько запрещающих пунктов, на которые также хочу обратить ваше внимание. При плавании на маломерных судах запрещается:

устанавливать моторы на гребные лодки при отсутствии соответствующей записи в судовом билете.

Не совсем понятна трактовка «запись в судовом билете». Законодатель однозначно развел термины «гребная лодка» и «моторная лодка». И запись в судовом билете ничего не меняет, нужно производить новые регистрационные действия с заменой судового и получением нового номера на эту лодку.

Снабжение уже «моторной лодки» будет также несколько иным. Под углом зрения этого пункта приказа № 502 можно посмотреть на так называемые «прокатные» лодки с рыболовно-охотничьих баз. Большинство судов на них зарегистрировано как гребные. Ставить на них какие бы то ни было двигатели запрещено законом. Если вы все же поставили на него двигатель и были остановлены для проверки ГИМС МЧС, то за такое нарушение будете по закону (КоАП) отвечать не только вы — статья 11.8, но и сотрудник базы, выпустивший вас с этим нарушением с базы, — статья 11.13, часть 2.

И еще один пункт, который, на мой взгляд, также требует детального разбора:

— пользование маломерными судами запрещается при следующих неисправностях;
— несоответствие нормам комплектации и оборудования судна, указанным в судовом билете.

Этот вопрос одно время был одним из самых дискутируемых во многих интернет-ресурсах. Внесло ясность лишь письмо начальника управления Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России от 27 января 2011 года, на основании которого устанавливаются новые нормы оснащения маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России. С приложением к этому письму можно ознакомиться в любом подразделении ГИМС МЧС.

Теперь, когда лодка зарегистрирована, бортовой номер нанесен, она укомплектована в полном соответствии с требованиями, можно отправляться и на ежегодное техническое освидетельствование (техосмотр). По закону любое маломерное судно при регистрации проходит первичное техническое освидетельствование. В дальнейшем перед началом навигации каждый судоводитель обязан проходить ежегодный ТО (технический осмотр). С особенностями его проведения можно ознакомиться в подразделениях ГИМС МЧС уже на местах.

Здесь необходимо сделать пару оговорок.

1. Приказ МЧС РФ № 437 от 27.07.2009 внес изменения в порядок прохождения ежегодного ТО для маломерных судов. После вступления в силу этого приказа первичный ТО стал действителен целых 3 года.
2. Появились новые приказы МЧС РФ от 27.11.2006 № 690 и от 30.03.2009 № 190, которые внесли изменения в порядок аттестации судоводителей на право управления моторными судами. Теперь для управления судном, имеющим двигатель до 3,68 киловатт, не требуется наличия «прав».

После прохождения ТО и получения талона ТО и соответствующей записи в судовом билете, казалось бы, можно и спускать судно на воду. Но… не все так легко и просто.

Нужно уяснить два основополагающих момента. Момент первый относится в компетенции ГИМС МЧС. Это навигация на водоемах субъекта федерации. На некоторых акваториях на зимний период ее могут закрывать.

И момент второй — это Правила спортивного рыболовства для данного субъекта федерации или региона. Это уже епархия, что называется, Комитета по рыболовству. В приложениях к Правилам может присутствовать список акваторий или их частей, где движение маломерных судов под моторами (причем законодатель в этом случае даже не делает различия между ДВС и электромоторами) может быть запрещено постоянно или временно или ограничено. Это так называемые весенние и осенние «нерестовые запреты». Для рыбоохранных структур, в этот период контролирующих акватории, будет неважно, на рыбалку вы едете или у вас иные причины передвигаться по воде под мотором. Для них вы, как это ни печально, нарушитель Правил рыболовства со всеми вытекающими…

На воде

Есть и еще одна причина не очень спешить с первым выходом на воду. Необходимо собрать все документы. Для чего это необходимо делать? Причина основная — чтобы упростить себе жизнь на воде и свести к минимуму все неприятные сюрпризы от общения с контролирующими воду структурами.

Итак, готовим небольшую папку, куда положим:

— как уже говорилось выше — заверенную в установленном порядке копию судового билета и талона ТО;
— если лодка зарегистрирована не на вас, то нужна доверенность на право пользования. Здесь вполне уместно небольшое лирическое отступление. Если ваш выезд на такой лодке проходит одноразово и недалеко от дома, то можно ограничиться простой рукописной формой. В данном случае никакого нарушения с вашей стороны не будет. Но если вы пользуетесь лодкой достаточно долго или выезжаете на рыбалку в другой субъект Федерации, дабы избежать ненужных пикировок на воде и дальнейших разборок и потерь времени, не поленитесь зайти в «cвой» ГИМС и заверить эту доверенность;
— если вы пользуетесь не своим мотором, то для подтверждения его законного нахождения у вас необходима копия судового билета, в который он вписан и, соответственно, рукописная доверенность от хозяина на ваше имя;
— если мотор только что куплен, то документы, подтверждающие легальность его происхождения. Но обязательно следует учесть, что пользоваться
таким мотором без особого риска навлечь на себя неприятности можно не более двух недель — именно столько времени дает законодатель на внесение необходимых изменений в судовые документы;
— в папку также можно положить приложение к приказу МЧС России от 19.05.2009 № 305 — Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, который определяет права и обязанности сотрудников ГИМС;
— не лишней в папке будет и небольшая подборка из телефонов доверия региональных структур ГИМС МЧС и Рыбоохраны.

Но самое главное, это права. Они должны быть, естественно, в подлиннике и всегда при вас. Если вы их получали в самом начале века нынешнего, то и талон предупреждений должен быть.

В такой папке, помимо указанных, могут быть и другие документы ГИМС МЧС, Комитета по рыболовству, ну и, возможно, несколько статей из КоАПа, имеющие отношение к нахождению на воде.

А вот только после всей подготовки и можно выдвигаться на выбранный вами водоем… Ну и наконец-то вода, и вы на ней… Не хочу показаться назойливым, но даже непочатая банка пива в лодке, попавшаяся на глаза проверяющему инспектору ГИМС, может стоить многих неприятных минут и отрыва от рыбалки.

Поэтому все, что предписывают Законы для судоводителя, неукоснительно соблюдается. И только в этом случае все встречи на воде будут коротки и оставлять самые приятные воспоминания.

Что же может потребовать от шкипера судна проверяющая инстанция в лице Рыбоохраны? Если нет явных нарушений Правил любительского рыболовства, то только судовой журнал, мотивируя это тем, что запрещено ловить рыбу с незарегистрированных в установленном порядке плавсредств.

И вот тут-то свою очень существенную роль играет именно копия судового билета. Как правило, видя этот документ, интерес вести дальнейшие разговоры со стороны Рыбоохраны пропадает полностью, если нет вопиющих нарушений Правил рыболовства. Остальные вопросы находятся вне их компетенции. Копия вам возвращается с пожеланиями: «Ну, ни хвоста ни чешуи…» Тем самым вы избегаете мелких придирок и желания задержать ваш судовой.



Все нужные документы находятся тут!


Автор: Владимир Колгин

Категория: Лодка | Добавил: fulian (11.10.2011)
Просмотров: 13759 | Теги: лодка | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Online погода
Погода на завтра
Этот сайт создавался не в комерчиских целях в отличии от некоторых © 2017 ©